АБУАЛИ ИБНИ СИНО — ЯРКОЕ СОЛНЦЕ НАЦИИ!
Работая преподавателем в одном из самых известных отечественных вузов — Таджикском государственном медицинском университете имени Абуали ибни Сино в мои профессиональные обязанности входит изучение деятельности этого выдающегося ученого и врача мирового уровня. В этом кратком сообщении я хочу выразить свои мысли не как преподаватель медицинских наук, а как рядовой гражданин, как соотечественник, искренне уважающий наследие Ибни Сино.
Прежде всего, я хочу для себя определить, кем является Абу Али ибни Сино, чтобы и другие могли задуматься над этим вопросом. Мне неважно, кто и по какой причине пытается присвоить его наследие, поскольку те, кто не способен создать ничего значимого, зачастую приписывают мировых деятелей к своей нации. В этом нет ничего удивительного или шокирующего — однажды какая-либо африканская этническая группа тоже может заявить, что Сино является частью их культурного наследия. Для этого им будет достаточно перевести на свой язык его труды и стихи, написанные на изысканном таджикском языке. Однако в этом процессе они столкнутся с трудностями, потому,что со временем более мудрое и образованное поколение задумается: почему Сино писал не на их языке, а на чужом для них? Тогда они осознают истину — Сино принадлежал нашему народу, а не их. И если до них дойдут слова таджикского поэта сладкоречивого Лоика, они непременно признают свою ошибку и извинятся.
Бухоро пойтахти тоҷикон буд,
Дар он ҷо Бӯалӣ омад ба олам,
Дарӣ буда забонаш, лек омӯхт,
Забони ҷумла давру ҷумла одам.
Принадлежность великого ученого
Возвращаясь к основной цели написания этой статьи, я хочу заявить следующее:
1)Абу Али ибн Абдулла ибн Хасан ибн Али ибн Сино был моим соотечественником, представителем моей нации, моего народа, моей культуры и языка.
Я не являюсь экспертом в области истории, языкознания, литературы или социологии, однако ряд достоверных источников подтверждает этот факт, который соответствует моим убеждениям и внутренним ощущениям.
Прежде всего, Абдулла, отец Абу Али, был уроженцем Балха — исторической родины таджиков, которая остается таковой и по сей день. Это тот самый Балх, с которым мой соотечественник Носир Хусрав Кубадиони имел непосредственную связь. Как центр цивилизации и культуры, он оказал значительное влияние на историю сотен народов и государств. Название Балх не вошло бы в историю без упоминаний о Бухаре и Бактрии, а в древние времена в этих регионах проживало более миллиона человек. На самом деле, даже сегодня, несмотря на то, что провинция является лишь малой частью своей прежней славы, её официальным центром остаётся город с красивым таджикским названием Мазари-Шариф.
Отец Ибн Сино переехал из одного таджиконаселённого региона в другой — в Бухару — и поселился неподалёку. Его резиденция находилась в деревне Афшана, которая сегодня известна как Рометан. И Афшана, и Рометан, и сотни подобных названий отражают историческое наследие таджикского народа. Вдобавок ко всему, отец Сино женился на крестьянской девушке по имени Ситарабону в этой же деревне. Ситора, Ситорамах и Ситорабону — популярные женские имена у таджиков.
То, что Ситарабону была дочерью фермера, также является примечательной чертой таджикской культуры, поскольку в то время фермеры были владельцами земли. Кроме того, в произведениях Хакима Фирдоуси и Носира Хусрава термин «дехкан» понимался как свободный человек, потомок свободных людей или приверженец идеи свободы.
Таким образом, Абу Али ибн Сино появился на свет 18 августа 980 года в семье Абдуллы и Ситарабону.
2) Для нас Абу Али ибн Сина — это олицетворение подростка и молодого человека, увлечённого наукой и знаниями. Каждая мать мечтает родить такого необыкновенного, сынаучёного. Наследственные качества Ибн Сино во многом определялись семейной средой и образованностью его родителей. Это также было частью национальной традиции таджиков, которые не отправляли своих детей работать в поля и пустыни, а заботились об их образовании и воспитании. Таджики верили в вечную мудрость, которая достигается только через сочетание знаний и практики. Именно поэтому родители Ибн Сино перевезли его из Афшаны в Бухару — столицу таджикской науки, культуры и цивилизации, когда ему было пять лет.
Абдулла, будучи добродетельным и образованным человеком, отправил сына Хусейна (будущего Ибн Сино) учиться в школу. С пяти до десяти лет он посещал занятия, где изучал каллиграфию, чтение, арабский язык, грамматику и литературу. К десяти годам он выучил наизусть почти весь Коран, овладел арабским языком и классической арабской литературой. В медресе, где учился юный Хусейн, к нему за советом обращались ученики, которые были старше его по возрасту и уровню образования. Позднее он изучал логику, философию, геометрию и астрономию у известных учёных Бухары.
С 14 лет Абу Али ибн Сино посвятил себя самостоятельному изучению сложных трудов, таких как «Метафизика» Аристотеля и «Фусуль-уль-Хикам» аль-Фараби. Он снабдил их такими глубокими комментариями и пояснениями, что, по словам его современников, лучше и точнее сказать было уже невозможно.
3) Для нас Абу Али ибн Сино является идеальным образом врача, целью которого не были богатство, власть или слава. Единственной его задачей в медицине было исцеление больных. Он был предан своему делу. Медицину он изучал самостоятельно, в основном по книгам, и дополнял свои знания наблюдениями за пациентами.
Параллельно с учёбой и практикой Ибн Сино посещал тяжелобольных пациентов, пытаясь понять сложные заболевания и исследовать, как функционируют тело и душа человека. История о том, как он лечил бухарского эмира, находит отклик как у детей, так и у взрослых. В 16 лет он уже приобрёл известность как врач, и, оказав эмиру медицинскую помощь, не попросил у него награды, а лишь получил разрешение на посещение придворной библиотеки. Можно без преувеличения сказать, что и в этом случае проявилась присущая таджикам черта — стремление к знаниям.
Ибн Сино оставил после себя множество медицинских трудов, которые и сегодня ежедневно используются врачами Востока и Запада. В его работах обсуждаются и даются рекомендации по различным вопросам медицины, таким как заболевания сердца, кровеносных сосудов, диагностика, болезни уха, желудка и зубов, вопросы гигиены, значение физического воспитания и лечебной гимнастики. Примечательно, что многие лечебные идеи, высказанные Ибн Сино более тысячи лет назад, нашли своё применение в XXI веке.
Ибн Сино также известен как мыслитель, заложивший основы нейрохирургии и внесший значительный вклад в развитие психологии. Он высказывал передовые взгляды на природу и желания человека.
Мы не будем касаться философских аспектов его наследия, поскольку, с одной стороны, они очевидны, как солнце, а с другой — мы не можем в полной мере постичь глубину философии Ибн Сино.
Ещё один аспект, который мы открыли для себя в наследии Абу Али ибн Сины, — это его вклад в таджикский язык и поэзию. С самого детства значимые стихи этого великого культурного символа запечатлелись в нашей памяти, и мы до сих пор помним их, передавая знания своим детям и внукам. Есть ли в мире таджик, который не знает наизусть эти рубаи?.
.
Аз қаъри гили сияҳ то авҷи Зуҳал,
Кардам ҳама мушкилоти гетиро ҳал.
Берун ҷастам зи қайди ҳар макру ҳиял,
Ҳар банд кушода шуд, магар банди аҷал.
*****
Куфри чу мане газофу осон набувад,
Маҳкамтар аз имони ман имон набувад.
Дар даҳр чу ман якеву он ҳам кофир,
Пас дар ҳама даҳр як мусулмон набувад.
*****
Бо душмани ман чу дӯст бисёр нишаст,
Бо дӯст набоядам дигар бор нишаст.
Парҳез аз он шакар, ки бо заҳр омехт,
Бигрез аз он магас, ки бар мор нишаст.
.
*****
Бо ин ду-се нодон, ки чунон медонанд
Аз ҷаҳл, ки донои ҷаҳон эшонанд.
Хар бош, ки ин ҷамоа аз фарти харӣ,
Ҳар к-ӯ на хар аст, кофираш мехонанд.
*****
Вспоминая эти содержательные рубаи Ибн Сино, мне пришел на ум еще один стих, который сказал о нем один великий человек:
Зиҳӣ гаҳвораҷунбоне, зиҳӣ инсони пурдоне,
Зиҳӣ шаҳри Бухоро бо чунин хуршеди тобоне.
Я говорю: дух моей великой нации с таким ярким солнцем!
Шахсуфбекова Оимниссо Мамадназаровна -кандидат биологических наук, доцент кафедры медицинской биологии с основами генетики